Бактерии в анализе мочи — опасность для беременных

Во время беременности женщина регулярно сдает на анализ мочу, что является необходимой процедурой с целью диагностирования различных отклонений. Нормой считается отсутствие в моче бактерий, белка и лейкоцитов. Наличие бактерий даже без определенных симптомов в моче у беременных может говорить о наличии инфекции в мочевыводящих путях. Если вовремя не лечить, то это может сказаться не только на здоровье будущей матери, а и плода. Каковы же причины появления бактерий?

Какие обследования следует пройти при бактериурии

Если первичный анализ покажет наличие в моче бактерий, то следует обратить внимание на то, правильно ли был собран материал для анализа. Мочу нужно собирать только в стерильную емкость

Половые органы ребенка должны быть хорошо вымыты непосредственно перед сбором мочи.

Если все было сделано правильно, то для постановки окончательного диагноза доктора назначают дополнительные анализы. К ним относят: анализ по Нечипоренко, Земницкому, бакпосев мочи и УЗИ почек. Эффективный метод исследования состояния почек – экскреторная урография. При этом часто обнаруживаются сужения, камни и песок в почках. Девочек обязательно нужно показывать гинекологу, поскольку инфекция в мочевыводящие пути могла попасть из влагалища. Такую вероятность не исключают даже у детей грудного возраста.

С помощью этого анализа можно определить наличие различных микроорганизмов в организме.

Возможные причины заболевания

Бактерии в моче у женщин, находящихся в интересном положении, могут появиться по разнообразным причинам, например, воспалительный процесс. Нередко бактерии образуются по вине самого плода, который с момента зачатия с каждым днём становится все больше и больше, расширяя матку и оказывая тем самым давление на соседние органы. Под этим воздействием они начинают функционировать не стабильно, что может привести к появлению в них болезнетворных микроорганизмов.

Большое влияние на организм женщины оказывает гормональный фон, его перестройка может легко спровоцировать бактерии в моче при беременности. К числу других, наиболее распространенных причин можно отнести такой недуг, как короткая уретра, расположенная близко к кишечнику. К одной из распространенных причин появления бактерий в моче у беременной девушки, врачи относят активную половую жизнь, особенно опасно, если кто-то из партнеров недостаточно внимания уделяет своей личной гигиене.

К другим причинам можно отнести следующие недуги:

• цистит;
  • воспаление почек или придатков;
  • пиелонефрит;
  • воспаление мочеиспускательного канала;
  • переохлаждение;
  • нарушения норм личной гигиены.

Таким образом, можно сказать, что бактерии в моче могут появиться на фоне смежных заболеваний, которые незамедлительно должны быть вылечены.

Стоит рассмотреть и такую редкую причину, как девушки из группы риска, имеющие хронические заболевания, сахарный диабет или проблемы с зубами.

Что означает бактериурия

Термин говорит сам за себя. Бактериурией называют выделение микробов вместе с уриной. Чаще всего анализ мочи проводят с профилактической целью, при комплексной диагностике или, если у человека есть специфические жалобы (связанные с работой мочевого тракта). Наиболее распространенными микробами, обнаруживающимися при анализе мочи, являются:

• кишечная палочка, протей, фекальный энтерококк — эти микроорганизмы мигрируют из кишечника и перианальной зоны;
  • клебсиелла пневмонии — провоцирует расстройства почек чаще у детей и стариков, что связано с естественной слабостью иммунитета;
  • лактобактерии — представители нормальной микрофлоры, редко вызывают воспаление;
  • уреаплазма, микоплазма, хламидии, трихомонады — передаются половым путем, обсеменяют весь урогенитальный тракт;
  • стафилококки и стрептококки — всегда присутствуют на слизистых, однако при бесконтрольном размножении становятся причиной заболеваний.
Что означает бактериурия

В почки, уретру, пузырь и мочеточники инфекции проникают различными путями. Провоцировать бактериурию могут локальные воспаления или хронические очаги в организме, не связанные с мочевыделительным трактом.

Таблица — Пути проникновения бактерий в мочу

Путь Механизм Пример
Лимфогенный Инфекция разносится вместе с током лимфы Женские заболевания, инфекционные поражения кишечника
Гематогенный Микробы попадают в мочевыводящую систему вместе с током крови Хронические очаги воспаления (тонзиллит, кариес, вагинит, простатит)
Восходящий Бактерии мигрируют в уретру из вагины, анального отверстия, затем попадают в пузырь мочеточники, достигают почек Заболевания, передающиеся половым путем. Неспецифический цистит, уретрит
Нисходящим Возбудитель сначала достигает почек одним из перечисленных выше путей, размножается, поражает расположенные ниже отделы Пиелонефрит
Что означает бактериурия

Наиболее частой причиной выделения бактерий с уриной медики признают ЗППП (половые инфекции). Урогенитальные инфекции способны протекать скрыто, при этом распространяясь с гениталий на уретру и другие органы, вызывая хронические воспалительные процессы. Всего выделяют 3 формы бактериурии:

• истинная — инфекции поражают конкретно мочевыводящий тракт, что проявляется существенными изменениями самочувствия больного и отклонениями в анализе;
  • скрытая — протекает бессимптомно, связана с бесконтрольным размножением условно-патогенной микрофлоры, в протоколе исследования мочи проявляется периодически;
  • ложная — не имеет симптомов, сопровождается выделением небольшого (чаще остаточного) количества бактерий, базируется на адекватном иммунном ответе или заблаговременном приеме антибиотиков.
Читайте также:  Как делать тест на овуляцию в домашних условиях

Первые формы требуют лечения и контроля, тогда как ложная бактериурия проходит самостоятельно.

Лечение

После установления причины, почему появились бактерии в моче при беременности, необходимо как можно скорее приступить к лечению заболевания. Если не уделять этой проблеме должного внимания, то это может привести к очень серьезным последствиям для здоровья будущей мамы и малыша:

1. Увеличивается риск самопроизвольного аборта;
  2. При хронической инфекции у матери повышается шанс мертворождения или смерти новорожденного на первой неделе жизни;
  3. Преждевременное начало родовой деятельности;
  4. Анемия у беременной женщины;

Курс лечения антибактериальными препаратами назначают после выявления возбудителя бактериальной этиологии. Доктор подбирает препарат, который безопасен для здоровья беременной женщины и минимально влияет на нормальное внутриутробное развитие плода.

Дозировка зависит от общего состояния здоровья женщины и тяжести клинического течения заболевания. Бессимптомная бактериурия также обязательно должна подвергаться медикаментозному лечению антибиотиками.

Также важным моментом в лечении инфекций урогенитальной сферы считается коррекция иммунитета беременной женщины и соблюдение профилактических мероприятий, чтобы предотвратить рецидивирование заболевания.

Что делать, если в моче – бактерии?

Наличие в моче бактерий называется бактериурией. Для обозначения сего явления в период вынашивания ребенка даже есть специальный термин – «бактериурия беременных».

В норме мочевыводящая система человека должна быть чистой – без каких-либо посторонних микроорганизмов. Если в моче появляются бактерии, это значит, что система инфицирована. На перспективу бактерии в моче означают развитие воспалительных процессов в почках. В первую очередь – пиелонефрита и цистита, риск развития которых в период беременности существенно повышается.

Что делать, если в моче – бактерии?

Ни для беременной, ни для плода пользы с этого нет никакой, а вреда немало. Особенно для развивающегося малыша. Угроза возрастает в случае так называемой бессимптомной бактериурии, когда инфицирование проходит незаметно без особых симптомов, а потому часто не может быть выявлено заранее.

И пиелонефрит, и бактериурия как его признак являются частой причиной спонтанных самопроизвольных абортов и преждевременных родов. При этом чаще всего в моче обнаруживается кишечная палочка (в 80% случаев), хотя встречаются и другие бактерии: клебсиелла, энтеробактер, протей, фекальный энтерококк, стафилококки и стрептококки.

Бактериурия во время беременности – явление нередкое, причем часто она возникает у женщины еще до беременности. Тем не менее, такой диагноз будущим мамам ставят в 5 раз чаще, чем небеременным женщинам. Но распространенность заболевания вовсе не значит его безвредности. Если бактериурия подтверждена (для чего проводят повторный анализ мочи), то ее следует лечить, потому что следующим этапом ее развития, как мы уже говорили, являются инфекции мочевыводящих путей и возрастание связанных с вынашиванием ребенка и родами рисков.

Что делать, если в моче – бактерии?

Ввиду высокой вероятности развития бактериурии при беременности рекомендуется при постановке женщины на учет проходить скрининговое обследование с обязательным исследованием мочи на наличие бактерий.

На протяжении всего срока вынашивания ребенка в организме женщины созданы благоприятные условия для затрудненного прохода мочи. Это связано с тем, что мочеиспускательный канал в это время приближен к прямой кишке. Вот откуда и почему появляется много бактерий в моче при беременности и что это значит.

Каждую из причин появления бактерий в моче при беременности выявляют в общем анализе мочи, который говорит о наличии заболевания. Среди таких причин выделяют:

• цистит;
  • уретрит;
  • пиелонефрит.

Цистит

Что делать, если в моче – бактерии?

Частое заболевание мочевыделительной системы во время беременности – цистит, с которым знакомы женщины разного возраста: 21, 30, 37 и 40 лет. Возникновение этого заболевания связано с физиологическим устройством женского организма. К проявлению цистита приводит ослабленный иммунитет в первом и во втором триметре беременности.

Симптомами цистита выступают учащенное и болезненное мочеиспускание, боли при беременности, кровь в моче, температура.

Уретрит

Что делать, если в моче – бактерии?

Представляет собой воспалительное заболевание мочевыводящей системы, которое характеризуется воспалением мочеиспускательного канала. По симптомам болезнь сходна с циститом, но требуется обязательно провести анализ мочи, чтобы разграничить их, так как уретрит приводит к развитию патологических процессов и последствий для ребенка и другим рискам.

Большинство инфекций связаны с мочевым пузырем и уретрой