Система обучения персонала: как ее построить и внедрить

Письмо Минфина РФ от 17.02.2012 № 03-03-06/1/90);

Выбор формата

Под разные задачи работают разные форматы. К примеру, раздел про мотивацию персонала я всегда начинаю в лекционном виде. А когда учу давать обратную связь, сразу работаю в формате тренинга.

Некоторым вещам можно учить только на практике. К примеру, специалисту по продажам нет смысла читать лекции. Большую часть обучения должно составлять разыгрывание разных сценариев по холодным-теплым продажам, входящим-исходящим звонкам и так далее. Постарайтесь, чтобы ваш курс состоял из практики хотя бы на 70%.

Как оценивать систему обучения и развития персонала

После подведения итогов результаты учебы необходимо правильно оценить. Точные данные позволят в дальнейшем заняться совершенствованием системы обучения персонала. Для этого применяется наиболее объективный метод экспертных оценок. Только эксперт сможет на основании предоставленной информации измерить уровень эффективности обучения и определить наличие экономической отдачи.

Специалист определит рост компетентности сотрудников и просчитает, как повышение профессионального уровня отражается на финансовых показателях производства. Если они улучшились, то учебу можно считать эффективной, если снизились, то средства, пущенные на тренинг, были потрачены впустую.

Результативность определяется по следующим критериям:

  • Объем знаний и умений, приобретенных работником. Для оценки данного показателя используется отчет по проведенному курсу, поскольку в нем отражается процесс углубления базовых знаний в профессиональном выражении.
  • Эффективность предлагаемых новшеств в работе и рацпредложений. В свете полученных знаний и навыков в рамках профессии работник анализирует производственный процесс с целью его оптимизации на своем рабочем месте или в целом по предприятию. Эксперт изучает предложения и приходит к определенным выводам.
  • Эффективность работы каждого конкретного работника после учебы. Чтобы определить этот критерий, эксперт анализирует ряд экономических показателей на том участке производства, где трудится прошедший обучение работник. В зону внимания попадают рост производительности труда, увеличение объема выпускаемой продукции, повышение уровня продаж.
  • Удовлетворение руководства. Через месяц после окончания учебы эксперт предлагает руководителю компании заполнить профильную анкету. По результатам будет определен уровень удовлетворенности.
Читайте также:  Подводные камни собеседования

В итоге оценка эффективности системы обучения персонала дает наиболее точную картину того, насколько целесообразно и доступно была проведена сама учеба.

Наиболее объективный показатель – рост производительности труда по окончании программы. На современном производстве применяют и другие критерии:

  • Общественно-социологические. Проведение анкетирования и интервью с участниками курсов.
  • Статистические. Точность математического анализа не подлежит сомнению, простая формула легко докажет целесообразность проведенной учебы: S = (P * C) — Q, где S — экономический эффект, P — прирост продукции за определенную единицу времени; C — цена единицы произведенной продукции за данный промежуток времени; Q — затраты на обучение).
  • Оценочные. Проверить, насколько сотрудник усвоил учебный материал, поможет выполнение им контрольного задания в качестве итогового теста.

Если руководитель решил обновить оборудование или запустить линию с новой продукцией, то подготовка персонала станет для него хорошим стимулом развития производства. Соответственно эффективность обучения превратится в решающий фактор для работодателя.

Высокие результаты окажут положительный эффект и на работу предприятия в целом, улучшая внутренний микроклимат и закладывая основу под мотивацию персонала.

В качестве оценки эксперты используют также показатели, полученные после прохождения курсов:

  • рост прибыли;
  • выход на новые сегменты рынка;
  • повышение уровня оптимизации продаж;
  • улучшение качества выпускаемой продукции;
  • минимизация брака.

На оценку эффективности обучения персонала оказывают влияние отзывы клиентов и потребителей. После прохождения учебы в отзывах о работе компании положительные моменты встречаются чаще, а жалоб становится гораздо меньше.

Эффективность обучения напрямую влияет на текучесть кадров. Из сплоченной команды профессионалов, получивших дополнительные знания и навыки, повышающие качество работы, никто не захочет уходить, да и количество производственных конфликтов заметно уменьшится.

Срок отработки после обучения за счет работодателя

НК РФ).Страховые взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС со стоимости обучения работника не начисляются, если

  • обучение проводится в рамках основных профессиональных образовательных программ или дополнительных профессиональных программ (п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).

Что касается выплат работникам за период обучения, то средняя заработная плата, выплачиваемая за период обучения с отрывом от работы, облагается НДФЛ и страховыми взносами в том же порядке, что и заработная плата. А стипендия, выплачиваемая по ученическому договору, облагается НДФЛ (Письма Минфина РФ от № 03-04-06-01/123, от № 03-04-06-02/164), однако не облагается страховыми взносами (Письмо ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от ).

Удержание при увольнении за обучение 2020

Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 3

ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ НА ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКА

Все большее распространение получает практика обучения персонала по инициативе работодателя: работники повышают квалификацию, осваивают новые профессии и специальности.

За счет этого растет производительность труда, повышается эффективность работы и качество производимых товаров или оказываемых услуг, а в итоге — производительность компании. Но иногда работники, получив образование, увольняются. Тогда получается, что работодатель зря понес расходы.

Что необходимо учитывать работодателю, желающему обучать персонал? Какие документы оформить? Как правильно это сделать? Как взыскать с работника потраченные на его обучение денежные средства? Об этом и поговорим сегодня.

В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ).

Трудовым законодательством предусмотрена возможность возмещения расходов работодателя по обучению работника. Во-первых, это прямо предусмотрено ст. 249, а во-вторых, ст. 207 позволяет требовать с ученика возмещения затрат, если он не выполняет обязательства по ученическому договору, в том числе не приступает к работе. Рассмотрим все по порядку.

Читайте также:  Как найти хорошую работу — лучшие советы

Одним из таких условий может стать обязанность работника отработать определенный срок после окончания обучения, если оно оплачивалось работодателем.

Если до истечения срока, указанного в трудовом договоре, работник уволится и причины такого увольнения окажутся неуважительными, он обязан возместить понесенные работодателем расходы на обучение пропорционально неотработанному времени.

Если при трудоустройстве такое условие не было включено в трудовой договор, оно может стать предметом дополнительного соглашения (пример ниже).

В таком соглашении можно более подробно указать, какие затраты работодателя, связанные с обучением, работник должен возместить, какие причины увольнения считаются уважительными и тогда работник освобождается от выплаты компенсации работодателю, сроки возврата денежных средств и другие условия, связанные с обучением.

к трудовому договору от N 21/09