Должностная инструкция педагога-психолога

Эта популярная профессия привлекает многих. Ведь она позволяет проникнуть в душу другого человека, получить ключ к его тайнам, разобраться в самом сокровенном. Это очень интересная деятельность, поэтому в этой статье я расскажу вам, как стать хорошим частным психологом, если вы не имеете образования, и с чего начать самостоятельное обучение. 

Образец должностной инструкции педагога-психолога

1. Общий раздел

  1. Педагог-психолог подчиняется директору учреждения.
  2. Педагог-психолог нанимается на работу и увольняется с неё соответствующим приказом директора учреждения.
  3. На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и пр.), его обязанности выполняет другой специалист, назначенный директором учреждения.
  4. Претендент на должность педагога-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
    • средне-специальное или высшее образование соответствующего профиля;
    • соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331 ТК;
    • опыт работы по педагогическому направлению от 2 лет.
  5. Данный специалист обязан разбираться в следующих вопросах:
    • профильные законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
    • теоретические основы психологии и педагогики;
    • особенности применения психологических и педагогических методов в разнообразных гендерных, возрастных, социальных группах;
    • принципы проведения психолого-педагогических исследований;
    • правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих изысканий;
    • правила проведения консультационных мероприятий в психолого-педагогической сфере;
    • приёмы проведения индивидуальных и групповых психолого-педагогических мероприятий;
    • правила взаимодействия с другими специалистами учреждения по решению выявленных проблем у учащихся;
    • теоретические основы и правила практического применения методов психодиагностики;
    • способы разрешения возможных спорных ситуаций в своей сфере деятельности;
    • передовые техники в области педагогики и психологии;
    • нормы этики, обязательные к соблюдению в психолого-педагогической деятельности;
    • правила ведения документооборота;
    • кадровый состав и управленческая структура учреждения, его действующие правила;
    • правила эксплуатации офисного оборудования, компьютеров, соответствующего программного обеспечения;
    • правила санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
  6. На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
    • действующими законами;
    • профильными стандартами и правилами;
    • внутренней документацией учреждения;
    • сведениями из данной инструкции.

2. Обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие функции:

  1. Разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлению.
  2. Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.
  3. Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности.
  4. Взаимодействие с учащимися в рамках проведения исследований.
  5. Взаимодействие с другими сотрудниками учреждения, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей.
  6. Участие в составлении образовательных планов учреждения.
  7. Оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся.
  8. Проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития.
  9. Консультирование руководства учреждения, коллег, родителей по вопросам педагогической деятельности и её психологической составляющей.
  10. Составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности учреждения.
  11. Мониторинг результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися.
  12. Определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений.
  13. Проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями.
  14. Информирование руководства о замеченных проблемных моментах в работе учреждения.
  15. Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических нормативов учащимися в пределах своей зоны ответственности.
  16. Прохождение профессиональной аттестации в соответствии со стандартами учреждения.

3. Ответственность

Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:

  1. Причинение материального ущерба работодателю — в тех границах, которые определены в соответствующем законодательстве.
  2. Неисполнение закрепленных рабочих обязанностей — в пределах, которые даны в трудовом законодательстве.
  3. Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.

4. Права

Педагог-психолог владеет следующими правами:

  1. Вносить предложения руководству по улучшению сферы психологической и педагогической деятельности.
  2. Участвовать в собраниях, где обсуждаются вопросы образовательной деятельности и психологического климата.
  3. Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые нужны для выполнения закрепленных обязанностей.
  4. Получать от коллег информацию и помощь, необходимые в своей работе, в пределах, которые описаны в соответствующих документах учреждения.
  5. Знакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.

Как описать должностные обязанности в резюме

Должностные обязанности — это повседневные задачи, которые человек решал на рабочем местеДостижения в резюме

В резюме можно писать об обязанностях и достижениях. Чаще всего пишут об обязанностях для того, чтобы работодатель подробнее узнал об опыте работы соискателя, его навыках и способностях. О достижениях пишут в том случае, если соискатель хочет доказать свою продуктивность, и за время своей работы он смог добиться необычных результатов. К примеру, менеджер по продажам напишет, что в 2017 году он совершил 100 холодных звонков, десять из которых стали успешными (у фирмы появились новые клиенты).Шаблон резюме

Читайте также:  Когда стоит применять дисциплинарные взыскания

Что это такое

Должностная инструкция — организационно-правовой документ, регламентирующий права, обязанности и ответственность работника при осуществлении им деятельности в той или иной должности.

Указанный документ конкретизирует выполняемые сотрудником функции, права, обязанности (в том числе ответственность за их невыполнение), а также определяет основные моменты взаимодействия с коллегами других должностей. Кроме этого инструкция содержит перечень требований, предъявляемых к кандидату, претендующему на соответствующую должность.

Унифицированной формы должностной инструкции нет, как и требований к её заполнению, поэтому работодатель вправе разработать её полностью на свое усмотрение. Инструкция может быть как типовой (использование шаблона для однотипных организаций), так и конкретной (с описанием всех аспектов непосредственно вашей деятельности).

Заказать кадровое обслуживание от 1С

Как такое могло произойти?

Как у двух членов совета директоров могут быть такие разные мнения о том, преуспевает ли высшее должностное лицо в компании или не справляется со своими обязанностями? Возможно, это потому, что для измерения успеха они используют разные линейки. Возможно, это потому, что они по разному представляют перечень  обязанностей, которые должен выполнять их гендиректор. 

Один из фундаментальных принципов в организационной психологии гласит: «Все начинается с описания функционала». Не будем утверждать абсолютная гарантия вашего успеха, но уверены, что хорошее описание работы служит нескольким важным целям.

Четкое описание работы обеспечивает:

  • Точную концентрацию усилий сотрудника на ключевые достижения
  • Объективную основу для оценки его работы
  • Шаблон «идеального кандидата», с которым можно сравнивать потенциальных новых сотрудников

Из чего состоит должностная инструкция:

  • Формулировка основных целей и задач для деятельности данного сотрудника
  • Перечень необходимых для ее достижения знаний, навыков и умений
  • Требования к личностным качествам сотрудника на данной кадровой позиции
  • Требования к его образованию и практическому опыту в данной сфере

Раздел «цель» должен быть описан кратким предложением об общей цели. Например, в должностной инструкции для руководителя организации может быть сказано что-то вроде: «Надзор за всеми функциями и бизнес-процессами в организации».

Раздел «Навыки» в описании функционала генерального директора будет включать такие элементы, как:

  • Социальные навыки: построение отношений с сотрудниками и клиентами
  • Финансовые навыки по управлению бюджетом
  • Лидерские навыки: способность сформировать вокруг себя команду единомышленников и вести их за собой
  • Навыки управления: организация и координация работы компании и отдельных ее сотрудников
  • Навыки общения: эффективная устная и письменная коммуникация
  • Навыки маркетинга и организации продаж, устойчиво генерирующие доход

Раздел «Личные качества» может включать такие элементы, как честность и приверженность миссии организации, а раздел «Уровень образования и опыт» — вид и профиль обучения, а также стаж работы в соответствующей сфере.

Несколько советов по написанию должностных инструкций:

  • Делайте описание функционала простым, понятным и актуальным; здесь не нужен многостраничный документ
  • Привлеките действующих сотрудников, выполняющих данных функционал, чтобы уточнить и усовершенствовать его описание
  • Ограничьте число основных зон ответственности сотрудника оптимальным значением 5-8
  • Ранжируйте зоны ответственности в пределах данного функционала
  • Включите в должностную инструкцию оценку процента времени, которое нужно тратить на каждую зону ответственности

Высокоэффективные привычки: 

1)   Создайте четкие должностные инструкции для каждой должностной позиции в вашей организации2) Сделайте ваши должностные инструкции простыми, понятными и актуальными; не пишите талмуд3)  С помощью должностных инструкций обеспечьте:— направление и фокус работы данного сотрудника— основу для оценки его эффективности— шаблон «идеального кандидата», с которым можно соотносить потенциальных новых сотрудников

Первый центр психоанализа для бизнеса Alter Ego.

Как такое могло произойти?

Как у двух членов совета директоров могут быть такие разные мнения о том, преуспевает ли высшее должностное лицо в компании или не справляется со своими обязанностями? Возможно, это потому, что для измерения успеха они используют разные линейки. Возможно, это потому, что они по разному представляют перечень  обязанностей, которые должен выполнять их гендиректор. 

Один из фундаментальных принципов в организационной психологии гласит: «Все начинается с описания функционала». Не будем утверждать абсолютная гарантия вашего успеха, но уверены, что хорошее описание работы служит нескольким важным целям.

Четкое описание работы обеспечивает:

  • Точную концентрацию усилий сотрудника на ключевые достижения
  • Объективную основу для оценки его работы
  • Шаблон «идеального кандидата», с которым можно сравнивать потенциальных новых сотрудников

Из чего состоит должностная инструкция:

  • Формулировка основных целей и задач для деятельности данного сотрудника
  • Перечень необходимых для ее достижения знаний, навыков и умений
  • Требования к личностным качествам сотрудника на данной кадровой позиции
  • Требования к его образованию и практическому опыту в данной сфере

Раздел «цель» должен быть описан кратким предложением об общей цели. Например, в должностной инструкции для руководителя организации может быть сказано что-то вроде: «Надзор за всеми функциями и бизнес-процессами в организации».

Раздел «Навыки» в описании функционала генерального директора будет включать такие элементы, как:

  • Социальные навыки: построение отношений с сотрудниками и клиентами
  • Финансовые навыки по управлению бюджетом
  • Лидерские навыки: способность сформировать вокруг себя команду единомышленников и вести их за собой
  • Навыки управления: организация и координация работы компании и отдельных ее сотрудников
  • Навыки общения: эффективная устная и письменная коммуникация
  • Навыки маркетинга и организации продаж, устойчиво генерирующие доход

Раздел «Личные качества» может включать такие элементы, как честность и приверженность миссии организации, а раздел «Уровень образования и опыт» — вид и профиль обучения, а также стаж работы в соответствующей сфере.

Несколько советов по написанию должностных инструкций:

  • Делайте описание функционала простым, понятным и актуальным; здесь не нужен многостраничный документ
  • Привлеките действующих сотрудников, выполняющих данных функционал, чтобы уточнить и усовершенствовать его описание
  • Ограничьте число основных зон ответственности сотрудника оптимальным значением 5-8
  • Ранжируйте зоны ответственности в пределах данного функционала
  • Включите в должностную инструкцию оценку процента времени, которое нужно тратить на каждую зону ответственности

Высокоэффективные привычки: 

1)   Создайте четкие должностные инструкции для каждой должностной позиции в вашей организации2) Сделайте ваши должностные инструкции простыми, понятными и актуальными; не пишите талмуд3)  С помощью должностных инструкций обеспечьте:— направление и фокус работы данного сотрудника— основу для оценки его эффективности— шаблон «идеального кандидата», с которым можно соотносить потенциальных новых сотрудников

Первый центр психоанализа для бизнеса Alter Ego.

Отказ работника от подписания должностной инструкции при трудоустройстве

Закон не устанавливает обязанности работодателя вводить должностные инструкциив принципе, поэтому работодатель сам определяет необходимость наличия данного документа в компании, а также регламент внесения в него изменений (см. письмо Роструда от № 4412-6). Трудовая же функция, согласно ст. 57 ТК РФ, относится к обязательным условиям трудового договора (далее — ТД), соответственно, должна быть изложена в нем.

Вместе с тем законодателем не указывается, как именно должна быть закреплена договоренность сторон о круге должностных обязанностей. Т. е. они могут быть как прямо перечислены в ТД, так и фиксироваться в должностной инструкции, которая в данном случае будет выступать приложением и неотъемлемой частью ТД.

Таким образом, если работник отказывается подписать должностную инструкцию при трудоустройстве, то в дальнейшем его трудовая функция будет регламентирована в зависимости от того, в какой форме составлена инструкция.

Так, если сотрудник отказался подписать инструкциюи она при этом:

  • утверждена в качестве отдельного акта, то трудовая функция регламентируется положениями ТД;
  • является неотъемлемой частью ТД, то при подписании ТД все его существенные условия (в т. ч. обозначенная в приложении трудовая функция) считаются согласованными (см. апелляционное определение ВС Респ. Татарстан от по делу № 33-6229/2-15).

Внешний вид

При выборе одежды, прически, макияжа и прочего нужно помнить об опрятности и специфике предполагаемого места работы. Желательно заранее узнать формат одежды, в котором ходят сотрудники, и прийти в чем-то похожем. Позаботьтесь об опрятности и аккуратности ногтей, волос, зубов, кожи.

Если вы телесно реагируете на волнение, например, трясете ногой или стучите пальцами по столу, то подумайте, как нейтрализовать это в процессе собеседования.

Внешний вид

Подумайте о том, какую репутацию и имидж вы хотите иметь, уже имеете. Помните, что исправить первое впечатление будет очень сложно, а возможно, такого шанса уже и не будет. Первое впечатление на 90 % зависит от внешнего вида человека.

Методология должностного функционала

Вернемся к методологии. В основе «должностного функционала» лежит известный метод управленческой пирамиды: «Цель – задачи – действия».

В одной пирамиде – одна цель. Цель декомпозируется на 7-10 задач. Для решения каждой задачи используется набор действий. На практике требуется не менее 70 различных действий для решения всех задач.

Цель отвечает на вопрос «зачем?». Применительно к функционалу звучит так: «Зачем нужна данная должность в компании?» Для достижения какой цели она нужна?

Методология должностного функционала

Задачи отвечают на вопрос «что?». Что нужно сделать, чтобы реализовать поставленную цель? Задачи собираем вокруг цели, создавая так называемый «круг задач». Важно, чтобы каждая задача свой сектор деятельности, не дублируя сектора других задач. Необходимо посмотреть на достижение цели со всех сторон, чтобы в «кругу задач» не осталось белых пятен.

«Круг задач» — это иная проекция управленческой пирамиды. Взгляд на пирамиду сверху вниз.

Читайте также:  Как составить резюме на вакансию правильно?

Действия отвечают на вопрос «как?». Как нужно решать каждую из задач? Действия собираем в алгоритмы для решения задач – бизнес-процессы, регламенты или рабочие инструкции. При формировании «круга задач» мы исключаем действия из поля зрения. Абстрагируемся от демотивирующего вопроса «а КАК мы это сделаем?». Для правильного определения зон ответственности важно понимать «что делать», а не «как делать».

«Как делать» оставляем на откуп бизнес-процессов и регламентов, а также на квалификацию правильно подобранного исполнителя, которому мы сможем доверить данный круг задач.

Сразу скажу, что пирамид может быть несколько – для разных уровней управления:

1) стратегия 2) тактика 3) оперативка

Методология должностного функционала

Должностной функционал создаем для оперативного или регулярного уровня управления. Регулярность устанавливаем календарный месяц, реже квартал. Такая регулярность определяется плановым периодом деятельности сотрудника и частотой выплат премий за реализацию плана.

Исходя из этой жизненной логики, цель должности всегда связана с планом: «выполнить план продаж», «выполнить производственный план», «выполнить план работ», «выполнить план мероприятий», «выполнить плановые показатели».

Для функционала выработан следующий типовой круг задач, который подходит для любой должности.

Есть отличия между руководителями и их подчиненными. Руководители должны обеспечить выполнение задачи, исполнители – выполнить задачу. У руководителя задачи масштабнее, чем у исполнителей. Задача исполнителя – индивидуальная, задача руководителя – коллективная. Руководитель обязан обеспечить выполнение всех индивидуальных задач подчиненными.

Соответственно задачи могут иметь следующую формулировку:

Руководитель

Исполнитель

1. Обеспечить подчиненных технологией работы и ее точное исполнение

1. Точно исполнять технологию работы

2. Обеспечить подразделение квалифицированными сотрудниками

2. Соответствовать квалификации согласно технологии работ

3. Обеспечить выполнение текущих показателей работы всеми подчиненными

3. Выполнить индивидуальные показатели работы

4. Обеспечить подчиненных ресурсами и работоспособными оборудованием

4. Рационально использовать ресурсы и поддерживать работоспособность оборудования

5. Обеспечить подчиненных условиями труда и соблюдение техники безопасности

5. Соблюдать технику безопасности и условия труда

Методология должностного функционала

Специальные задачи необходимы для конкретизации задач в рамках конкретной деятельности. Например, у сотрудника отдела продаж будут специальные задачи, связанные с клиентами, дебиторкой, продуктом, ценами и т.д. У сотрудника склада – задачи по товародвижению на складе, у бухгалтера – по налоговой и управленческой отчетности, кассовой дисциплине и пр.

В специальные задачи мы включаем все те секторы деятельности сотрудника, на которые необходимо постоянно обращать внимание.

Ответственность и права

Психолог несет ответственность, которая в стандартном случае может носить материальный и дисциплинарный характер. Она наступает в случае:

  • невыполнения обязанностей, установленных для данного специалиста либо же выполнения их ненадлежащим образом, в частности если он выполняет их несвоевременно или халатным образом;
  • нарушения существующих на предприятии предписаний, включая инструкции, а также распоряжения и приказы руководства;
  • действий, которые привели к раскрытию конфиденциальных данных или коммерческой тайны ненадлежащим лицам;
  • несоблюдения правил трудового распорядка, норм дисциплины, предписаний техники безопасности.

Помимо этого, психолог несет ответственность в общем порядке при нарушении в ходе трудовой деятельности административного или уголовного законодательства. Она наступает согласно соответствующему кодексу.

Ответственность и права

Права психолога включают:

  • доступ к решениям, которые касаются сферы, за которую он несет ответственность;
  • составление и последующее представление руководству проектов решений по улучшению работы компании в области, определенной данной инструкцией;
  • информирование непосредственного руководителя об обнаруженных недостатках и внесения предложений относительно мер по их устранению;
  • подача запроса на получение сведений и документов, требуемых для выполнения своих функций;
  • требование содействия от вышестоящих работников при выполнении своих функций.

Советы от Дарьи Милай: что надо знать, чтобы стать успешным психологом

Всем желающим реализовать свои способности в сфере психологии, я советую:

  • Получить качественное образование.
  • Как можно больше общаться с активно практикующими коллегами.
  • Читать социально-исследовательскую литературу, базирующуюся на обмене опытом.
  • Оставить позади страхи и сомнения. Открыть себя для получения новых знаний.
  • Учиться слушать, а также давать людям полезные советы по улаживанию жизненных ситуаций.

Также я рекомендую записаться на мою личную консультацию, на ней я помогу вам: 

  • разобраться в себе и своих стремлениях; 
  • правильно выбрать специализацию; 
  • увеличить уверенность в себе; 
  • справляться с усталостью и стрессом в период профессиональной деятельности; 
  • правильно решать все конфликты и искать компромиссы.

В этой статье я рассказала, что нужно знать, чтобы стать успешным психологом и работать слаженно и без напряжений. 

Личная консультация

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Онлайн консультация

Интенсивный ритм жизни? Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию